Электрические скутеры с каждым годом становятся все более популярным видом городского транспорта. Однако по мере того, как они становятся все более распространенными, увеличивается и количество несчастных случаев, некоторые из них со смертельным исходом. Компания Mafin Media подготовила анализ, в котором попыталась ответить на самые распространенные вопросы о вождении электрических скутеров и других подобных устройств.


Нужны ли права для управления электросамокатом?
На этот вопрос можно ответить только цитатой Джорджа Мартина, которого однажды спросили, похожа ли концовка серии его книг на концовку «Игры престолов»:
Да, это так. Нет. Концовка «Игры престолов» похожа на концовку «Игры престолов». Да, это так. Нет. Концовка «Игры престолов» похожа на концовку «Игры престолов». Да. Нет. Да. Да, что касается правил дорожного движения и «Федерального закона о безопасности дорожного движения».
С точки зрения правил дорожного движения и «Федерального закона о безопасности дорожного движения», электроскутеров и других подобных средств передвижения не существует. Уже несколько лет Министерство транспорта и Министерство внутренних дел пытаются внести изменения в Правила дорожного движения, чтобы ввести термин «персональные устройства мобильности (MAK)». Однако электрические скутеры в настоящее время находятся в полной юридической «серой зоне» и разрешены сервисам kick-share.
Поэтому проще сделать наоборот. Электрические скутеры не требуют лицензии, если «номинальная максимальная мощность при непрерывной нагрузке» составляет менее 0,25 кВт, а скорость не превышает 50 км/ч. Эти характеристики отличают велосипеды от мопедов и перечислены в пункте 1.2 Правил дорожного движения. Другое дело, что «лица, использующие коньки, ролики и другие подобные средства передвижения» являются пешеходами, с точки зрения тех же правил. Но давайте сначала разберемся с правами.
Если скутер имеет мощность от 0,25 до 4 кВт, то в соответствии с тем же пунктом 1.2 Правил дорожного движения его можно приравнять к мопеду. Это означает, что для управления таким автомобилем требуется водительское удостоверение категории M. Кроме того, если мощность электроскутера превышает 4 кВт, его владелец должен получить лицензию категории А. Административные правонарушения по российскому кодексу.
Однако если у вас уже есть водительское удостоверение одной из категорий или подкатегорий, вам не нужно получать права категории М в соответствии со статьей 25 (7) Федерального кодекса безопасности дорожного движения. Главное — иметь водительское удостоверение на случай непредвиденных обстоятельств. Если вы этого не сделаете, на вас может быть наложен штраф, даже если он невелик. Его стоимость составляет всего 500 рублей.
Электросамокат — это транспортное средство или нет?
Возможно, да. Но де-факто, а не де-юре, и только в отношении «индивидуальных мобильных устройств» мощностью более 0,25 кВт. Опять же, соответствующие поправки еще не утверждены, и ни один из основных документов, регулирующих дорожное движение в России, прямо не относит устройства с маломощными электродвигателями к транспортным средствам. Однако их технические характеристики позволяют отнести их к транспортным средствам. В своем недавнем постановлении Верховный суд отметил, что многие средства массовой информации называли электрические скутеры «признанными» транспортными средствами.
Действительно, постановление Верховного суда является максимально упрощенным, относящимся скорее к конкретным обстоятельствам и отсутствию аргументов в претензиях истцов, чем ко всей последующей практике SIM. Тем не менее, один из основных выводов заключается в следующем Мы надеемся, что вы поймете это заявление.
Что касается сортировки, то нет необходимости классифицировать электрические скутеры мощностью от 0,25 до 4 кВт и получать номерной знак — как в случае с мопедом, тетравелом или трициклом с аналогичными параметрами. Однако водитель электроскутера (особенно если это частное транспортное средство, а не арендованное) должен иметь документы, подтверждающие право собственности. В противном случае им грозит такое же наказание, как и при отсутствии водительского удостоверения — штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей. В этом случае электрический скутер подводится к месту приступа.


Укладываются ли городские электросамокаты в 0,25 кВт? На них нужны права?
Сервисы совместного использования киков (такие как Hoosos, urent, yandex.go) предлагают электрические скутеры в краткосрочную аренду и говорят, что мощность устройства не превышает 0,25 кВт. Это означает, что лицензия не требуется. Однако это не гарантирует отсутствие проблем или возможных судебных споров. Например, в октябре 2020 года суд Казани наложил на пользователя сбережений штраф в размере 30 000 рублей и лишил его водительских прав на полтора года за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
В сообщении говорилось, что пьяный мужчина управлял мопедом и напал на ребенка. Полицейский, разбирающий инцидент, руководствовался тем, что номинальная мощность батареи электроскутера составляет 0,35 кВт. Сервис hooss, у которого было арендовано устройство, предоставил сертификат от Maddy. Он заявил, что скорость скутера ограничена 25 км/ч, а максимальная мощность при непрерывной работе не превышает 0,18 кВт.
Данные батареи имеют максимальную мощность, пояснили в компании. Это не помогло обвиняемому — он проиграл свое дело.
Где и как можно ездить на электросамокате?
И здесь все зависит от власти и, соответственно, от того, как интерпретируются правила. Электрические скутеры с максимальной мощностью 0,25 кВт могут использоваться так же, как и велосипеды. Специальные велосипедные дорожки, пешеходные дорожки, пешеходные улицы, край дороги и правая сторона дороги — это приоритет. Детям до 14 лет запрещено использовать последние два варианта.
Водители электроскутеров, как и велосипедисты, должны подавать мигающий сигнал перед началом движения, сменой полосы, поворотом и позой. Фары и фонари должны использоваться днем и ночью, при этом в дневное время необходимо использовать габаритные огни или дневные огни. Кроме того, перевозка пассажиров, если транспортное средство не предназначено для перевозки, перевозка детей до 7 лет без правого сиденья, повлияет на алкоголь.
Как это влияет на скутеры мощностью от 0,25 до 4 кВт, показано в предыдущем разделе. Однако для владельцев маломощных транспортных средств управление в состоянии алкогольного опьянения также чревато административной ответственностью, так как владелец велосипеда обычно является водителем. Таким образом, параграф 2.7 Кодекса дорожного движения также применяется. Однако для велосипедистов и скутеристов наказание менее суровое. За нарушение правил дорожного движения, в соответствии со статьей 12.29 (3) КоАП, «совершенное в состоянии опьянения лицом, имеющим дело с велосипедистом или машинистом поезда, либо иным лицом, участвующим в дорожном движении» составляет от 1000 до 1 500 рублей.
Что грозит водителю электросамоката в случае ДТП?
Если водитель маломощного скутера совершит ДТП с легкими или средними травмами, владелец транспортного средства подлежит лишь небольшому штрафу в размере от 1 000 до 1 500 рублей, в соответствии с Законом об административных правонарушениях 12.30 часть 2. В то же время жертва имеет право требовать от суда компенсации за физический и моральный ущерб.
Владельцы скутеров мощностью от 0,25 до 4 киловатт при тех же обстоятельствах могут столкнуться с более серьезными наказаниями. Здесь вступает в силу статья 12.24 Закона об административных правонарушениях, в соответствии с которой водитель может заплатить штраф в размере от 2 500 до 25 000 рублей или лишиться водительского удостоверения на срок от одного до двух лет.
В случае нанесения серьезного ущерба или смерти жертвы, виновный обязательно понесет уголовное наказание. Если мощность скутера не превышает 0,25 киловатт, то это статья 268 Уголовного кодекса, которая специально предусмотрена для велосипедистов и пешеходов. В случае серьезных травм оператор маломощного электроскутера может быть лишен свободы на два года или на четыре года, если жертва погибла. Если убиты два или более человек, виновный может быть лишен свободы на срок до семи лет. Водителям скутеров, превышающим 0,25 кВт в тех же условиях, грозит статья 264 Уголовного кодекса.
Если водитель скутера причинил серьезные травмы, он может быть лишен свободы на срок до двух лет; если пьян или покинул место происшествия, он может быть лишен свободы на срок от трех до семи лет. В случае убийства жертвы преступнику может грозить до пяти лет лишения свободы. Если водитель скрылся или находился в состоянии алкогольного опьянения, срок наказания составляет от пяти до 12 лет. В случае нескольких смертельных случаев виновнику грозит до семи лет лишения свободы, а при отягчающем обстоятельстве (алкогольное опьянение или выселение с места аварии) — от восьми до 15 лет.

