

Специальная лицензия требуется для управления катерами, яхтами, гидроциклами и другими судами с мощностью двигателя 8 кВт и более и полным весом 200 кг и более. По окончании обучения и сертификации можно получить лицензию капитана. Документ выдается Государственной инспекцией по маломерным судам. Это одно из подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям России.
Кроме того, Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС) и иностранные организации, такие как IYT, RYA и ISSA, могут оценивать и присваивать квалификации. Стоит отметить, что Российская федерация парусного спорта занимается подготовкой и переподготовкой моряков, в то время как ГИМС сертифицирует только шкиперов.
Право на управление прогулочным судном разрешает использование транспортного средства в личных (некоммерческих) целях: аренда, плавание в одиночку или с пассажирами, участие в соревнованиях.
Существуют ли единые права международного образца
Среди тех, кто планирует изучать парусный спорт, распространено заблуждение, что существует единый документ международных стандартов, разрешающий плавание на прогулочных судах в водах любой страны, и что только определенные учреждения выдают их.
На самом деле, это миф. В соответствии с рекомендациями ООН, все документы для граждан выдаются в соответствии с законодательством страны проживания. Другими словами, навигаторы должны быть обучены и квалифицированы на родном языке на территории страны проживания.
Права ГИМС: характеристики и особенности
Сертификат SCIF подтверждает, что человек обладает необходимыми знаниями и навыками для управления водным судном определенной категории и имеет право плавать на конкретном водоеме.
В документе указаны типы водных судов, которыми может управлять штурман. Это гидроциклы, моторные лодки, скоростные катера, парусники или моторные яхты. Существует также рейтинг, основанный на площади паруса и допустимой поверхности воды. Категории лицензий на район плавания:
- MF — внутренние водные пути и территориальные морские пути,.
- VP — Несамоходные внутренние водные пути Российской Федерации,.
- ВВП — внутренние водные пути России, включая реки и водохранилища.
В МФ действуют международные правила по предотвращению столкновений на море. Лицензии ГИМС позволяют легально эксплуатировать прогулочные суда как в России, так и за рубежом. Он считается действительным в большинстве стран, кроме США, Северной Кореи, Канады и Китая. С момента выдачи лицензии штурман несет ответственность за судно, экипаж и соблюдение законов на борту.
Как получить права в ГИМС
Процесс обучения управлению небольшой лодкой начинается с теории. Затем следует практическая часть и сертификация в конце. Кстати, согласно российскому законодательству, маломерными судами считаются небольшие катера, прогулочные суда, лодки длиной до 20 метров и вместимостью до 12 человек.
Теоретическая часть
Теоретический курс включает:.
- Обслуживание прогулочных катеров — оборудование, технические характеристики, оснастка и
- Навигация — основы гидрометеорологии, расположение внутренних водных путей, правила планирования курса, нюансы скорости и местоположения, навигация.
- Международные правила по навигации, постановке на якорь и маркировке
- меры предосторожности, правила оказания первой помощи.
- административные обязанности.
Заключительным этапом теоретической подготовки является тест. Количество вопросов зависит от категории лицензии SMI.
Практическое обучение
Во время практической части курса студенты отрабатывают навыки навигации. К ним относятся:.
- Подготовка и запуск двигателя. Управление двигателем во время холостого хода и остановки.
- Посадка и высадка пассажиров. Движение по прямой от остановки. Рулевое управление, ускорение и торможение.
- Поддержание марша лодки, выбор оптимального положения лодки относительно волн.
- Интерпретация навигационных табличек, навигация выравнивания. Анкоридж. Подъезд и отъезд с необорудованных пляжей.
- Реверсирование. Оценка рисков и отклонений от будущих подходов с судов. Маневрирование «морского человека». Швартуется, приближается к Анкориджу.


Они также учатся читать навигационные карты, планировать маршруты и общаться по радио. Практические занятия проводятся как на реальных моторных лодках, так и на тренажерах. Навыки можно отрабатывать на реальной воде только в теплое время.
Где пройти обучение и сдать экзамен
Навыки управления автомобилем или моторной яхтой можно получить в специальных учебных центрах и в мореходных школах, имеющих соответствующие лицензии. Теоретическое обучение проводится в очном или дистанционном форматах. Практические занятия проводятся индивидуально, в парах или в группах.
Стоимость обучения зависит от внутренних правил образовательной организации и выбранной формы. Например, индивидуальные практические курсы стоят дороже, чем групповые занятия. Цены также зависят от выбранной категории и района плавания. Например, обучение водителей на море и на реке оплачивается по-разному. Продолжительность тренингов составляет от 1,5 до 3 месяцев. Некоторые учебные центры предлагают программы продолжительностью один год.
После завершения программы обучения и сдачи внутреннего экзамена судно должно быть сертифицировано Федеральным фондом «Российский центр ГИМС». Суда аккредитованы Советом по инспекции и испытаниям в соответствии с установленными стандартами.
Что требуется для аккредитации:.
- Копия медицинской лицензии, а также сертификат на право управления маломерными плавучими судами.
- Заявление на получение степени магистра, сертификат о прохождении курса навигации.
- Две цветные фотографии 3 x 4 см, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Доказательство оплаты государственной пошлины. Пошлина за выдачу документа на право пользования маломерным судном в 2021 году составляет 1 300 рублей.
Пакеты документов можно доставить непосредственно в офис ГАИ, а также в МФЦ или на портал госуслуг.
Как проходит экзамен в ГИМС
Аккредитация заключается в проверке знаний и навыков. В первом случае будущий штурман стреляет по билету, а во втором — демонстрирует умение обращаться с лодкой на воде.
Теоретический раздел обычно изучается с помощью компьютерной программы. В этом случае проводится тест на аккредитацию.
- В целом. Кандидаты отвечают на два билета. Один — для теоретического испытания на небольшом судне, а второй билет — партия, оценивающая правила навигации и организацию судоходства в конкретном военно-морском районе. На подготовку ответов отводится 30 минут.
- Краткая учебная программа. Кандидаты отвечают на вопросы из определенного набора билетов. Время экзамена составляет 15 минут.
Выбор программы зависит от категории, по которой кандидат проходит тестирование. Они должны выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Всего в экзамене 10 вопросов, и для успешной сдачи экзамена кандидат должен правильно ответить на восемь вопросов. Если кандидат не справился с теоретическим экзаменом с первого раза, он может сдать экзамен повторно, но не ранее чем через неделю.
Практическая часть теста включает в себя.
- Навыки вождения, удержания и буксировки,…
- умение читать навигационные сигналы, правильный подход к человеку за бортом, скульптура и модификации, и, конечно же.
- способность получать и передавать информацию, например, по корабельной связи.
Все персональные данные, относящиеся к судовой лицензии, должны быть указаны на английском языке. В документе есть примечание, в котором говорится, что водитель может использовать автомобиль только в некоммерческих целях. В нижней части лицензии имеется штрих-код, подтверждающий ее подлинность. Лицензия действительна в течение 10 лет с даты выдачи.
Вы можете быть оштрафованы за использование плавсредства без разрешения. Кроме того, инспекторы могут изымать лодки у людей без разрешения и помещать их на специальные парковочные места.

