

Президент России Владимир Путин подписал документ 21 декабря 2021 года.
ТАСС Документ. Президент России Владимир Путин подписал закон «Об органах государственной власти субъектов Российской Федерации» 21 декабря 2021 года.
ТАСС подготовил документ об истории закона и некоторых его ключевых положениях.
Внесение законопроекта в Госдуму РФ
27 сентября 2021 года проект «Общих принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был представлен Павлу Крашенинникову, председателю Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, и Андрею Крассасу. Глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Законопроект определяет принципы деятельности региональных органов власти, устанавливая, что Федерация, региональные органы власти и органы местного самоуправления «в целом представляют собой единую систему органов государственной власти» и что их согласованное функционирование и взаимодействие гарантируется Президентом РФ.
Принятие закона
Законопроект был общей ответственностью региональных и федеральных центров и требовал, чтобы не менее двух третей 85-летних субъектов Российской Федерации были переданы для получения помощи. Он был одобрен большинством российских регионов. Депутаты Госсовета Татарстана были против. По мнению Альберта Хабибулина, председателя Комитета по государственному строительству парламента, некоторые части законопроекта «противоречат основным принципам конституционного строя Российской Федерации и нормам демократического федерального права».
9 ноября 2021 года Государственная территория одобрила законопроект в первом чтении при 317 депутатах «за» и 66 воздержавшихся против 12. Ко второму чтению в текст документа было предложено около 200 поправок. 9 декабря Палата общин одобрила законопроект в основном чтении: 332 члена парламента проголосовали «за», 87 — «против» и 2 воздержались. Было принято решение вернуться ко второму чтению и проголосовать в окончательном чтении за внесение новых поправок в законопроект.
14 декабря Государственная Дума Российской Федерации одобрила законопроект об организации государственных органов в субъектах Российской Федерации. 15 декабря Совет Федерации одобрил его.
Документ вступает в силу со дня официального опубликования. Некоторые положения, такие как названия и полномочия региональных лидеров и законодательных советов, вступят в силу 1 июня 2022 года. Структура организации Российской Федерации и региональных органов вступит в силу с 1 января 2023 года.
Новые требования к наименованиям органов власти
Одним из наиболее спорных положений закона стало требование о едином подходе к наименованиям государственных органов составных частей Российской Федерации. Закон ограничивает использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти слов и словосочетаний, которые «составляют основу наименований федеральных органов государственной власти». Для высших должностных лиц, «ответственных за компоненты органов Российской Федерации», предлагается общее для всех регионов название. Устав области может предусматривать дополнительное наименование должности главы области, но не может включать слова и словосочетания, являющиеся наименованием должности главы области, Президента Российской Федерации. При этом названия должностей глав городов федерального значения не меняются.
По закону названия законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут также включать словосочетания, составляющие основу названий федеральных органов государственной власти.
В настоящее время в 18 из 85 регионов России высшими должностными лицами являются главы республик, 59-летние губернаторы, три (ДНР, Тыва, Хакасия) — руководителя — председатели правительств (два) (два) два (Тамбовская и Липская области) — главы администраций. На территории Краснодара титул главы исполнительной власти — «глава режима (правитель)». В Москве высшим должностным лицом является мэр. Республикой Татарстан управляет Президент. Это единственный элемент федерального бытия, где титул главы региона совпадает с титулом высшего государственного органа Российской Федерации.


Названия парламентов регионов в настоящее время также не унифицированы. В 29 регионах они называются «Законодательные собрания», а еще в 29 регионах название собрания включает слово «Дума». В 11 конституционных демократиях законодательная власть осуществляется парламентом, название которого включает слово «государство» (совет или собрание), в пяти демократиях — «народ» (собрание или хурал), еще в пяти — парламент или совет, а в трех демократиях — законодательный орган. Они называются «ассамблеями». В Тиве представительный орган называется «Хурал» — в Хакасии он называется Верховный совет.
Полномочия и сроки полномочий глав субъектов
Закон предусматривает однократный пятилетний срок полномочий главы района (до сих пор этот срок определялся регионом, но не мог превышать пяти лет). В то же время, как предусмотрено действующим законодательством, отменяется запрет для высокопоставленных чиновников занимать эту должность более двух сроков подряд. Регионы определяют количество условий, которые может обеспечить предметная головка.
Согласно закону об органах государственной власти, лица с иностранным гражданством или видом на жительство в других странах не могут быть избраны на руководящие должности в регионах. Эту должность может занять только человек, достигший 30-летнего возраста. Высшее должностное лицо Российской Федерации не может одновременно занимать иные должности, выполнять иную оплачиваемую работу или входить в состав руководства иностранной некоммерческой организации. На ближайших выборах губернаторов регионов для кандидата, предложенного партией или самовыдвиженцем, для муниципального кандидата, этот кандидат должен быть поддержан 5-10% муниципальных депутатов и муниципальных глав. Самовыдвиженцы должны собрать подписи избирателей в количестве, установленном субъектом Российской Федерации. На косвенных выборах глав районов кандидаты в законодательные органы предлагаются Президентом России по предложениям субъектов или партий, представленных в парламенте Государственной Думы.
Руководитель региона формирует полномочия Российской Федерации, структуру своего правительства и определяет его основные направления деятельности. Начальник субъекта может обратиться в представительный орган муниципалитета с инициативой об увольнении своего начальника за отсутствие или перевыполнение обязанностей. В то же время, главы районов могут быть отстранены от должности самим президентом РФ, либо по любой причине, либо за утрату доверия, либо по результатам голосования за доверие Законодательным собранием. Ранее главы государств могли перестать быть правителями в случаях коррупции или конфликта интересов.
Документ также устанавливает правила и нормы организации выборов губернаторов регионов, которые являются частью других вопросов в Российской Федерации. Он также предусматривает передачу доходов автономных округов в региональный бюджет.
Положение о заксобраниях
Закон устанавливает перечень обязанностей региональных законодательных советов и определяет срок полномочий членов схода сроком на пять лет со дня выборов до даты нового схода. Федеральные составные образования могут определять количество членов, которые будут избираться в Законодательное собрание по списку партий. Он также определяет, когда глава региона может распустить собрание.
Законодательство региона может предусматривать процедуры удаленного участия членов в заседаниях.
Совместное ведение
Федеральный центр может участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти, отвечающих за образование, здравоохранение, экономику и т.д. Назначение или увольнение кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур согласовывается с компетентными федеральными службами. В дальнейшем изменения в компетенции субъектов федерации согласовываются с Советом Российской Федерации, после чего изменения могут быть внесены только в закон.
Согласно закону, срок представления субъектами РФ заключения по законопроектам, находящимся в совместном ведении с федеральным центром, остается прежним — 30 дней (в редакции первого чтения предлагалось сократить общий срок рассмотрения законопроекта. регионов) на 15 дней). В то же время, возможны случаи, когда срок может быть сокращен до 15 дней в связи с нормативными актами на территориях штатов.
Кроме того, как избранные по партийным спискам, так и одномандатные региональные сенаторы и действующие депутаты от штатов могут присутствовать и выступать на заседаниях регионального законодательного корпуса.

