Какие транспортные документы необходимы для перевозки груза?
Процесс осуществления деятельности по перевозке товаров — процесс организации перемещения товаров любым видом транспорта и оказания услуг по оформлению передаточных документов, таможенных документов и иных документов, необходимых для перемещения товаров (далее — услуги по перемещению), определяется федеральным законом. «Товары для транспорта» (утверждена на территории государства 11 июня 2003 года).


Документы, необходимые для каждого вида передачи: счет-фактура, упаковочный лист, спецификации.
Тип международной перевозки — Тип документа:.
- Автомобильные переводы — транспортные накладные (CMR, TIR)
- Железнодорожный трансфер — железнодорожное заимствование
- Передача воздуха — воздушная нагрузка
- Перемещение по океану — погрузка, билет на погрузку/сообщение (паром)
Счет-фактура — счет, выставленный продавцом товара покупателю на партию конкретного товара. Invoice — Счет-фактура (‘Invoice’ — английский, ‘Rechnung’ — немецкий, ‘Lasku’ — финский, ‘Factura’ — испанский, ‘Fattura’ — итальянский). — Счет-фактура — это документ о поставке. Счет-фактура должен содержать имена и адреса продавца и покупателя — дату и номер заказа покупателя — описание проданного товара — условия поставки и оплаты. Цена в счете-фактуре указывается в соответствии с условиями договора. Помимо своего основного назначения, счет-фактура может также использоваться в качестве накладной, отправляемой вместе с товаром и подтверждающей происхождение товара.
Список упаковок — список товаров с заполненными номерами упаковок и указанием веса каждой упаковки. Пакетный лист — это документ, завершающий счет-фактуру.
Спецификация — перечень поставляемых видов, определяющий качество, марку, количество видов и, при необходимости, цену и количество качественных характеристик.
Нагрузка (CMR) — международная нагрузка. Для международных автомобильных перевозок этот документ должен содержать информацию, предусмотренную Конвенцией CMR (Договор о соглашении о международных автомобильных перевозках). Дата отправки, наименование перевозимого товара, наименование и адрес перевозчика, получателя, срок доставки и транспортные расходы. Отправления подписываются перевозчиком и отправителем. Загрузка воздушной линии не является правоустанавливающим документом и не может быть проверена. Задание передается указанному в нем адресату.
Загрузка авиаперевозчика — это документ, выданный отправителем или от его имени и подтверждающий наличие соглашения между отправителем и перевозчиком на воздушную перевозку. Авиаконосамент дополняется отправителем в трех экземплярах и передается перевозчику вместе с товаром. Авианагрузка включает: название воздушного порта отправления и прибытия, документы, которые должны сопровождать авианагрузку, объявленную стоимость, сумму, уплаченную за трансфер, дату выдачи авианагрузки и т.д. Показания авиакомпании не являются ни правоустанавливающим, ни передаточным документом. Его роль заключается в удостоверении заключения договора передачи, принятия груза к перевозке и условий перевозки. Он может быть использован в качестве таможенной декларации, содержащей подробное описание миссии.


Международный коносамент и его копия являются транспортными документами для международных железнодорожных грузоперевозок. Коносамент является документом, подтверждающим договор перевозки между грузоотправителем и администратором железной дороги. Коносамент в основном содержит: названия пунктов назначения и пограничных станций, наименование груза, оплату транспортных расходов и объявленную стоимость груза. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется печатью экспедитора и штампом на дубликате коносамента. Последняя остается у отправителя. Накладная прилагается к товару. Каждая накладная сопровождается товаросопроводительными документами, такими как спецификации, сертификаты качества и упаковочные листы. Копия коносамента является частью квитанции при оплате в кредит эскроу или инкассо.
Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузополучателю, удостоверяющий принятие груза к перевозке морским транспортом и обязывающий перевозчика доставить груз в порт назначения и выдать его законному владельцу коносамента. Коносамент является одним из основных документов, используемых для таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским транспортом.
Транзитная декларация (Т-1) должна сопровождать все грузы (в пределах ЕС), поступающие из стран за пределами Европы (например, США, Азии) и с европейских таможенных складов. Внутренние товары категории Т-1 декларируются на границе ЕС, если они прибывают из-за пределов ЕС, или агентом поставщика/поставщика или перевозчиком/экспедитором, если они прибывают с таможенных складов в ЕС. T-1 оформляется непосредственно в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. На основании счета-фактуры и упаковочного листа оформляется транзитная декларация Т-1.
Экспортная декларация (EX-1) для товаров, произведенных и проданных из стран (ЕС), является международно признанным документом, подтверждающим экспорт товаров. Экспортная декларация является одним из важнейших таможенных документов и необходима для законного вывоза товаров из страны-экспортера в страну-импортер. С помощью этого листа экспортер информирует таможенные органы об экспортируемых товарах и предоставляет полную информацию о них. Согласно международным правилам Инкотермс, экспортная декларация должна быть оформлена либо продавцом, либо покупателем. Если эту функцию выполняет покупатель, он поручает декларацию компании, которая осуществляет транспортировку и/или пересылку товара. Организация, выдающая экспортную декларацию, должна быть уполномочена.
Каждая страна или группа стран с единым таможенным законодательством (например, ЕЭС) разрабатывает свои собственные правила по экспортным декларациям и формам деклараций. Поэтому, если вы планируете экспортировать товары из определенной страны, вам следует ознакомиться с правилами, действующими в этой стране.
В ЕЭС, например, экспортные декларации дополняются в электронном виде. Существует общий для всех государств-членов Европейского экономического союза сервер, через который обрабатывается выписка. Когда продавец или перевозчик вводит документ в сервер, открывается экспортная декларация, и таможенные органы имеют право запросить инспекцию миссии. Написание предварительного отчета о пересечении государственной границы или МДП закрывает экспортную декларацию. Для закрытия документа необходимо предоставить таможенным органам распечатку декларации. На распечатке должен быть штрих-код и номер экспорта.
Согласно международным таможенным правилам, экспортная декларация является доказательством законности сделки. Этот документ также необходим продавцу товара для подтверждения нулевой стоимости НДС. Поскольку функции и заявления отличаются во всех государствах, участникам внешнеторговой деятельности стоит изучить эти особенности. В случае с российскими импортерами поставщики обязаны подготовить экспортное заявление в соответствии со всеми правилами. Этот документ служит доказательством таможенной стоимости товара. Не все иностранные подрядчики готовы предоставить заявление. По этой причине имеет смысл уточнить положения декларации и указать их в письменном виде в конце договора на поставку товаров из-за рубежа.

