Встречная проверка — это запрос налоговым инспектором документов или информации о деятельности проверяемого налогоплательщика.


Проверка деятельности налогоплательщиков. Указанные документы и информация могут быть запрошены не только у контрагента проверяемого налогоплательщика, но и у любого другого лица, владеющего указанными документами или информацией (например, у государственных органов) (ст. 93.1 п. 1, Налоговый кодекс). Code),.
сделки, представляющие интерес для налоговых органов. Такие документы и информация могут быть запрошены не только сторонами сделки, но и другими лицами, владеющими такими документами или информацией. Например, документы и информацию, связанные с исполнением договора поставки, можно запросить у перевозчика, доставившего товар от поставщика покупателю (ст. 93.1.2 Налогового кодекса РФ).
Перекрестный допрос является одной из основных процедур и мер налоговой проверки (статья 82.1.1 Налогового кодекса).
Налоговые проверки — это контроль, осуществляемый налоговыми органами в целях обеспечения соблюдения налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (ст. 82.1.1 НК РФ).
Цель встречной проверки
Целями обратной проверки, проводимой налоговым инспектором, являются
подтверждение фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком в сделках, представляющих интерес для налоговых органов; и
проверка фактического исполнения операций, отраженных в бухгалтерских книгах налогоплательщика; и
сверка данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между аудируемым лицом и его контрагентом; и
Если обнаруживаются расхождения между данными контрагента и налогоплательщика, эти данные проверяются налоговым инспектором, чтобы определить, повлияли ли эти расхождения на точность налоговой базы.
Если установлено, что произошло уменьшение налоговой базы, полученная информация заносится в аудиторский отчет.
При этом полученная аудиторская документация передается в Акт аудита и служит доказательством вины проверяемого субъекта в нарушении налогового законодательства.
В каких случаях проводится встречная налоговая проверка
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 Налогового кодекса, налоговая проверка проводится в следующих случаях
1. в случае проведения местной или внутренней налоговой проверки (ст. 93.1, п. 1 Налогового кодекса).
В то же время, аудиты на местах могут быть приостановлены на период, в течение которого отправлен запрос на обратный аудит. Об этом говорится в пункте 1 статьи 89.9 Налогового кодекса.
Кроме того, данное правило закреплено в письме Минфина России № 03-02-07/1-433 от 28 октября 2008 года.
2. когда неминуемый или внутренний аудит уже завершен (статья 93.1, пункт 2 Налогового кодекса).
В этом случае встречная камеральная проверка проводится в ходе изучения полученного материала, что в данном случае рассматривается как дополнительное мероприятие налоговой проверки в соответствии с абзацем третьим подпункта шестого пункта статьи 101 Налогового кодекса.
Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки
В ходе встречной проверки налоговый инспектор имеет право запросить документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.
Об этом говорится в письме №. 03-02-07/1-246 от 09.10.2012 и №. 03-02-07/2-136 от 08.10.2012 Министерства финансов РФ.
Согласно внутренним инструкциям Федеральной налоговой службы, такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты сдачи-приемки, коносаменты и другие документы, содержащие информацию, необходимую для совершения сделок между контролируемым лицом и его контрагентом.
Налоговые органы также могут запросить у контрагента информацию о контролируемом предприятии.
Обратите внимание, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, налоговый инспектор не имеет права их запрашивать.
Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)
Существует две причины для запроса у компаний информации или документации, касающейся деятельности третьих лиц (деловых партнеров).
Во-первых, согласно статье 9 (1) Налогового кодекса, документация или информация о деятельности контрагента может быть запрошена, но только если была проведена проверка (или дополнительные мероприятия налоговой проверки).


Во-вторых, согласно статье 9 (2) Налогового кодекса, информация о конкретных сделках, касающихся деятельности другой стороны, может быть запрошена, если она требуется вне рамок аудита.
В первом случае, т.е. когда другая сторона находится под контролем другой стороны, налоговые органы могут запросить документы, перечисленные в заявлении.
Здесь есть тонкие различия. Запрашиваемые документы должны иметь отношение к отношениям с контролируемым предприятием.
Например, нельзя запрашивать внутренние бухгалтерские документы (например, карточки счетов, книги продаж, такие документы, как договоры с субподрядчиками).
Во втором случае, если контрагент не проверяется (вне рамок проверки), инспектор имеет право получить информацию только по конкретным сделкам. В этом случае никакие документы не могут быть запрошены.
Эта информация может быть запрошена только сторонами сделки или другими лицами, имеющими информацию о сделке.
Процедура запроса
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ при проведении налоговой проверки право истребования документов принадлежит налоговому органу, проводящему соответствующую проверку.
Это означает, что определенные налоговые органы имеют право направить поручение на проведение налоговой проверки туда, где организация зарегистрирована и располагает необходимой информацией о деятельности проверяемой компании.
Такие и другие правила, касающиеся налоговых проверок, установлены в статье 93.1 Налогового кодекса и в Порядке взаимодействия налоговых органов при исполнении поручений об истребовании документов (информации), утвержденном Приказом № 2. ММВ-7-2/189@ Налоговой службы Российской Федерации от 5 августа 2015 года.
Процедура обратной проверки в соответствии с вышеуказанными правилами выглядит следующим образом.
Сначала налоговая проверка направляет поручение в налоговый орган по месту регистрации организации. Налоговый орган располагает необходимой информацией о проверяемой компании. Распоряжение должно быть оформлено в письменном виде и содержать запрос документов или информации (или и того, и другого, в зависимости от обстоятельств) от соответствующей организации.
У местного налогового инспектора есть срок (пять рабочих дней), чтобы подготовить и отправить запрос контрагенту проверяемой организации. Запрос должен содержать перечень запрашиваемых документов и информации и сопровождаться копией оригинала поручения, полученного от проверяющего налогового органа.
У контрагента также есть пять рабочих дней для ответа местным налоговым органам. В течение этого срока контрагент должен предоставить все запрошенные документы или сообщить об отсутствии запрошенных документов.
Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ несвоевременное представление в учреждение необходимых документов при проведении налоговой проверки влечет ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ (штраф 10 000 рублей).
Суд или налоговый орган, рассматривающий дело, может признать смягчающими обстоятельствами совершение налогового правонарушения (пункт 3 статьи 112.1 Налогового кодекса РФ).
Если имеется хотя бы одна возможность смягчения наказания, сумма штрафа уменьшается как минимум наполовину.
Статья 3 раздела 3 статьи 114 Налогового кодекса гласит, что штрафы должны быть снижены не менее чем наполовину. Статья 114 (3) Налогового кодекса РФ устанавливает лишь минимальный порог для снижения налоговых санкций. По результатам оценки соответствующих обстоятельств суд (например, характера правонарушения, количества смягчающих обстоятельств, характера налогоплательщика, его финансового положения) может уменьшить весь РФ от Постановление Верховного Суда РФ в целом, п. 19, 11.06.1999 N 41/9″, в два и более раз. Часть I Федерального налогового кодекса РФ «Статья 16 Постановления Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Налогового кодекса РФ».
Правоприменительная практика относится, в частности, к ситуациям, когда ответственность снижается
налоговое нарушение впервые.
Несущественные задержки при отправке документов
Многочисленные запрашиваемые документы (рекомендуется рассчитать время, необходимое для изготовления копий запрашиваемых документов)
Наличие частей документа в записях отдельных подразделений или организаций
Одновременное получение многих заявок на предоставление документации
Недостаточность материальных ресурсов для строительства, например, заверенных копий.

